logo s2

ФИЛАРМОНИЯ VK

 

 


http://zakprf17.ru/

23 октября джазовый коллектив Тувгосфилармонии «Бэнд ВСГАКИ» подарил прекрасный концерт «Джазовые стандарты» любителям музыки. Стандарты были выдержаны в самом строгом тоне. Многие музыканты бэнда знакомы зрителям. Они выступают в составах самых разных музыкальных коллективов – от фольклорных до симфонического оркестра. Ну а главной звездой концерта была, конечно же, Софья Кара-оол-Дулуш. Ее завораживающий голос заставлял уноситься через время и пространство, к началу прошлого века, к негритянским кварталам, откуда родом сам джаз.


Другой голос, не певческий, голос Игоря Дулуша, тоже не нуждающегося в особом представлении, директора филармонии, а на этот раз руководителя и басиста бэнда, объявлял, скорее, объяснял, что за композиции предстоит нам услышать. Игорь, как всегда, «нес отсебятину». Но отсебятина, тоже как всегда, была к месту и ко времени. Лично для себя я от его кратких спичей почерпнул очень многое из истории джаза. Он рассказывал об истории создания того или иного шедевра просто и доходчиво, словно только что общался и пил чай с авторами классики джаза, джазовых стандартов. Прозвучали произведения Дюка Эллингтона, Лари Ника, Боба Карлетона, Джерри Германа, Владимира Тока, Куинси Джонса. Композиция «Ченим чолдак» («Сиротская доля») в исполнении бэнда и С. Кара-оол, наверное, войдет если не классику жанра, то точно в самый исполняемый.
Словом, концерт удался. Но за кажущейся легкостью исполнения стоят годы неимоверного труда и лишений во имя музыки. Я не считаю сказанные в адрес музыкантов свои слова о служении музыке высокопарными. Я видел как они бьются над одной нотой, над одним нюансом дни и ночи. Их профессия достается потом и, в буквальном смысле слова, кровью. Это не считая разбитых пальцев, а иногда в процессе репетиций разбиваются в кровь и губы духовиков. Кстати, в тот вечер И. Дулуш играл с натертыми о струны в кровь пальцами. Но это скорее объясняется его «расстренированностью» рук, долго не бравшими инструмент в руки.
Звуки джаза почему-то уносят к детским годам, когда мы слышали их обрывки по фильмам тех лет или слушали старые, заезженные до невозможности мамины пластинки. Эти звуки тогда звали нас в далекие, неведомые страны, где негры, жуя толстые сигары, выводят свою грусть в джазе, в блюзе. До дрожи в зубах хотелось оказаться за океаном, услышать (даже не услышать, а поглазеть) живой черный джаз, а не рафинированный советский, временами, очень редкими, показывавшийся по телевидению. Но детство и юность ушли как-то незаметно, мечта подзабылась. Я далеко не меломан, далеко не любитель джаза, у меня нет ни слуха, ни голоса, но при звуках определенных музыкальных направлений начинают «просыпаться смутные подозрения».
Детская интуиция никогда не обманывает. Я на фестивале «Устуу-Хурээ» вживую видел как играют черные музыканты «Аркестра Сан-Ра». Это действительно родные дети негритянской музыки. В их силах направить музыку любой мощности в любую сторону. Это невозможно, но они это умеют делать. Счастье наших духовиков этого поколения, в том числе и членов бэнда, состоит в том, что они имели небывалую возможность учиться у «Сан-Ра». Не зря они кучкой в двадцать человек выдули из меди китайского производства столь мощные звуки марша, что затмили оркестры составом за сто человек в городе Орле на смотре духовых оркестров России. А перед этим в фестивале «Джаз над Енисеем» произвели фурор, завоевав безоговорочное первое место, оставив далеко позади себя таких мэтров как «ФонографЪ» и многих других. Даже Софья Кара-оол, кажется, усвоила негритянские приемы исполнения вокала, в хорошем смысле слова ужимки черных певцов. Это тоже непреложное сопутствующее джаза. По-моему. Вот такие несвоевременные мысли навеяли джазовые стандарты в исполнении «Бэнда ВСГАКИ». Тут нельзя не упомянуть заслуженного деятеля искусств РТ Петра Казимира, преподавателя ВСГАКИиИ, вложившего немало труда, помимо преподавания, и в создание бэнда. Он сам не последний трубач в российской иерархии духовиков. Вот из такого невероятного музыкального сплава тувинские музыканты куют свое мастерство. Теперь в ближнем и дальнем зарубежье тувинских музыкантов узнают не только по исполнению фольклора. Как и подобает классическим музыкантам – упорным трудом, шаг за шагом они взбираются на мировой музыкальный Олимп. Я тут не говорю о наличии таланта. Таланта нашим музыкантам не занимать. Это относится и ко всем участникам бэнда.
Газетная заметка скупа на эмоции в отличие от концертного исполнения, так и тянет на «высокий штиль». Каждый исполнитель достоин не то что заметки, а отдельного очерка, а некоторые тянут и на книжку среднего размера. Но все это поправимо. Со временем.

Алик Хомушку


ФИЛАРМОНИЯ в социальных сетях

mizhnarodniy logotip vk

yt logo

fb flogo blue broadcast 2

Устуу-Хурээ в социальных сетях

https://vk.com/ustuhure

уг логотип

фб flogo синий вещания 2

Instagram v051916 200

Филармония Контакты

 

Телефон: +7 (394-22) 2-15-20

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Адрес: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл,
ул. Щетинкина-Кравченко 58

Об использовании информации сайта

При цитировании или перепечатке материалов сайта, ссылка на www.tvgf.ru обязательна.
® 2011 - 2017 , ♪Тувгосфилармония им. В.М. Халилова♫

Яндекс.Метрика