http://tuvapravda.ru
— Родители назвали меня Ариунтуяа (Святая заря). Они хотели, чтобы чистой и светлой была моя жизнь, чтобы открытой была моя дорога. И фамилия ко многому обязывает: Бат-Очир — сильный оберег. Очир — это тибетское слово, в монгольском языке есть даже сравнение: «очир — алмаз», так говорят о редком драгоценном камне. У монголов принято давать символические имена, за течением и ритмом жизни стремишься к тому, чтобы соответствовать их смыслу.


Ариунтуяа Бат-Очир ведет класс виолончели в республиканской школе искусств. Ее ученики — это четыре семиклассника. Есть еще один студент в Кызылском колледже искусств. В этом году он получит диплом, а это значит, что у монгольской преподавательницы будет первая профессиональная смена из числа тувинских ребят и девушек.
Семь лет назад Ариунтуяа пригласил к нам в республику Валерий Дыртый-оолович Ондар. Тогда он возглавлял школу искусств. Его воспитанники участвовали в музыкальном конкурсе, который проходил в Улан-Удэ. Там как раз и заприметил он виолончелистку из Монголии. Другое приглашение было ее коллеге — преподавателю по классу скрипки Данзан Амарсанаа. В нашей республике, как оказалось, подзабыли игру на виолончели.
Преподавание по классу виолончели Ариунтуяа начинала с нуля. Тогда же виолончель — впервые за многие годы — появилась в составе симфонического оркестра. «Голос» ее настраивали в оркестре и сама Ариунтуяа, и ее юные ученики.
— Даже не припомню такого случая, чтобы во «взрослом» симфоническом оркестре участвовали школьники, — рассказывает Ариунтуяа. — У нас же пятиклассники осваивали игру на виолончели не только в школьных стенах, но и в профессиональном музыкальном коллективе.
Такая проверка на прочность не прошла для нее даром. Воспитанники ни разу не подвели за те три года, что ведет она класс виолончели. Как результат — пос­тоянные награды, которые подопечные привозят со всероссийских и международных конкурсов. У двух ее учениц — Аялги Хертек и Чимис Сат — лауреатские звания в «индивидуальной» игре, у ребят — Алдара Саая и Аянчы Демчика — дипломы за участие в составе оркестра.
Конкурс — это необходимое условие для профессионального роста. Он же показывает и то, какого мастерства достигли педагог и его подопечные. Правила участия в конкурсе — жесткие. Все же речь идет о конкуренции за «имя в профессии» даже среди учеников. Тем дороже награда, а в ней — оценка музыкального уровня, сделанная состоявшимися профессионалами. К ребятам из Тувы у них тоже были высокие требования. Однако воспитанники Ариунтуяа ничем не уступили ученикам из музыкальных школ Абакана и Красноярска.
— В жюри удивлялись не столько тому, что мои воспитанники замечательно отыграли программу, сколько тому, что длитель­ное время виолончель была забыта в нашей республике, и по этой причине была утрачена преемственность в преподавательской работе.
Фальшивая нота — она всегда неприятна для музыканта. Уловить ее в концерте может человек и профессионально не подготовленный. Научить выдерживать профессиональный уровень, даже в момент отсутствия настроения, — тоже работа педагога. «Нужное» настроение можно не только пережить в какой-то момент собственной жизни, но и воспользоваться им и перенести в технику игры. У виолончели больше возможностей. Струны точнее доносят до слушателя всю гамму человеческих переживаний. А музыка — их верный язык.
На родине Ариунтуяа особенно ценят струнные и смычковые инструменты. Морин-хуур даже признан специальной комиссией ЮНЕСКО достоянием человечества. Шесть-семь лет — столько продолжается учеба на национальном инструменте в школе и музыкальном училище. Но эти годы — «начальные», они лишь позволят понять, почувствовать инструмент. Музыкант учится всю творческую жизнь, постоянно ищет и находит свой почерк. Потому он не станет играть на инструменте, сходном по конструкции и звучанию. Профессиональный уровень — это еще и ответственность за свой музыкальный инструмент. Навыками игры, обретенными за учебой и музыкальным опытом, на ином инструменте, даже сходном, профессионал не разменивает себя.
Игра на виолончели — не исключение. Ариунтуяа отмечает годы, проведенные в учебных стенах: музыкальная школа и музыкальный колледж в родном для него Улан-Баторе, консерватория в Сверд­лов­ске. Семнадцать лет постижения профессии!
Теплым словом Ариунтуяа вспоминает своего педагога в школе и колледже Дарийму Хамаганову. Теперь она на заслуженном отдыхе, живет в Улан-Удэ. С ней Ариунтуяа по-прежнему перезва­нивается: делится радостями и огорчениями, которые случаются на творческой и преподавательской стезе.
— Хорошую школу в музыке создали советские специалисты, — отмечает Ариунтуяа Бат-Очир. — В Монголии вспоминают об этом с благодарными словами.
Но в соседней стране пошли дальше. В профессиональных коллективах много молодежи. Логика здесь проста: те навыки, которые музыкант получил по специальности, он не должен накапливать годами в тени у маститых коллег, а должен наравне с ними наращивать своё мастерство в концертах.
Значимостью своей виолончель в буквальном смысле выделяется среди струнных инструментов. Восемь килограммов — это вес обычного инструмента. Музыкант не расстается с ним даже на гастролях. Считается, что на виолончели играют женщины. Однако сами музыканты не соглашаются с таким стереотипом. Удержать и даже верно обхватить инструмент сподручнее как раз мужчине.
— Виолончель — это «мужской» инструмент, — делится Ариунтуяа. — Тембр у него благородный и соответствует хорошо поставленному мужскому голосу. Хотя… в женских руках инструмент обретает полноту звучания. И это тоже — парадокс.
Что играют чаще всего воспитанники Ариунтуяа? Салхан Цинцадзе, Александр Арутюнян, Арам Хачатурян и Арно Бабаджанян. Кавказские композиторы наполняют свои произведения разными чувствами: взрывными и очень нежными. Для начинающего виолончелиста это настоящая школа для того, чтобы «разыграть» свою руку и правильно «поставить» ее технику. Став же мастерами, они выделяют Чайковского и Сен-Санса.
Мечта Ариунтуяа — вернуться домой. В Кызыле живет с младшей дочерью. В Улан-Баторе остался муж. Он пытался найти работу строителя, но когда эти поиски оказались тщетными — вернулся домой. Жизнь на два дома тяжела для обоих. Однако супруг понимает свою любимую жену, ценит дело, которому она служит. Своих учеников ведет один педагог по музыке. Обучение музыке — тонкая материя. Для успешного обретения профессии и педагог, и его ученики должны «сыграться» на протяжении нескольких лет.
С Ариунтуяа мы встретились в канун весеннего праздника. А потому специально спросил ее: как в Монголии отмечают Международный женский день? Оказалось, что поздравляют там женщин, как и у нас, в коллективах, дарят цветы, открытки… Но есть одно отличие: первые благодарные слова говорят в этот день бабушке и матери. Уважение к старшим — в логике даже международного праздника. В словах поздравлений — пожелания здоровья, мира и достатка в семье. Они близки и понятны и в Монголии, и у нас, в России.
Михаил РУДАКОВ

 

ФИЛАРМОНИЯ в социальных сетях

mizhnarodniy logotip vk

yt logo

fb flogo blue broadcast 2

Устуу-Хурээ в социальных сетях

https://vk.com/ustuhure

уг логотип

фб flogo синий вещания 2

Instagram v051916 200

Филармония Контакты

 

Телефон: +7 (394-22) 2-15-20

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Адрес: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл,
ул. Щетинкина-Кравченко 58

Об использовании информации сайта

При цитировании или перепечатке материалов сайта, ссылка на www.tvgf.ru обязательна.
® 2011 - 2017 , ♪Тувгосфилармония им. В.М. Халилова♫

Яндекс.Метрика