20 апреля 2012 года фольклорный ансамбль «Тыва» выступил в Красноярской Филармонии.
Состав фольклорного ансамбля Тыва это музыканты Тувинской Государственной Филармонии: Художественный руководитель Куулар Аяс (Заслуженный артист Республики Тыва). Дамдын Эдуард, Оюн Владимир, Чореве Начын и Эрик Сарыглар.
Видео ООО "Студия "Город"" Операторы: Павел Стабров, Татьяна Вишневская, Андрей Петров, режиссер: Анжела Берестова
Песня «Песня караванщиков» рассказывает о непростой судьбе проводников и погонщиков караванов, с древних времен вплодь до 20-го века ходивших по великим торговым путям от Азии до Европы, об их тоске по родине и родным.
«Курай – курай!» Так восклицаем мы, тувинцы, когда произносим благопожелания, и это восклицание, соединяющее человека с небесами, означает пожелание высокого духа и счастья, силы и могущества, добра и мудрости! И мы посвящаем вам песню «Курай!»
Тувинцы-потомки древних воинственных кочевников Центральной Азии, совершенно особенно, с трепетным уважением и восхищением относятся к лошадям. Почти в каждой тувинской народной песне восхваляются добрые скакуны, и вместе с каждым героем древних эпических сказаний воспевается и его конь – его верный товарищ и советчик.
«Эзир-Кара – Орел вороной» – так звали легендарного скакуна Тувы, неоднократного победителя Наадыма, главного праздника Тувы. Его хозяин был репрессирован в 30-е годы 20-го века, а самого скакуна отлучили от участия в каких бы то ни было скачках, и дальнейшая судьба его неизвестна. Песня «Эзир-Кара» прославляет этого великого скакуна, так и оставшегося в памяти народа непобежденным!
Человек труда всегда был и остается самым уважаемым для народа Тувы, народа-труженика. В следующей песне «Чавыдак» прославляется великий труженик, знатный механизатор Тувы, своим трудом завоевавший народное признание. Песни о нем поют и будут петь многие поколения потомков.
Тема матери, наряду с темой любви к родине, традиционно самая мощная тема в тувинской поэзии и песенном искусстве. С древнейших времен и до сегодняшнего дня тувинцы почитают мать, как одну из главных святынь во всей вселенной. И об этом песня «Ждет меня мама!»
Для кочевников домашний скот всегда был и остается гарантией выживания, мерилом достатка, источником гордости и успеха. Скотом кормились, благодаря ему одевались и обувались, о разных видах домашней живности слагались песни, сказки, поговорки и пословицы. И всегда молились Богу о благополучии, о том ,чтобы скот рос и умножался. Следующая песня-благопожелание так и называется «Пусть растет и умножается!»
В следующей народной песне, упоминается реальный исторический персонаж – Нойон Кокей, один из правителей Тувы в дореволюционное время. «...Вызывает тебя к себе Нойон Кокей, пойдешь или нет? Приготовила тебе я ужин, будешь есть или нет?» - так поется в песне «Кокей Нойян »
Тува – родина горлового пения, и слава о тувинском горловом пении – хоомее давно уже перешла границы Тувы и России. Уникальное искусство пения – хоомей, стал визитной карточкой Тувы во всем мире. Сыгыт – один самых сложных стилей горлового пения, который доступен только для особо одаренных исполнителей. И сейчас для вас прозвучит песня о сыгыте!
Варган, тувинское название – хомус – один из самых распространенных древних музыкальных инструментов. Разные виды этого, простого на первый взгляд, инструмента встречаются почти у каждого народа. Но только тувинские музыканты довели искусство владения хомусом до совершенства. Соло на хомусе исполняет один из лучших хомусистов Тувы Эдуард Дамдын!
«Видишь как растворяется туман, открывая лик тайги и степей, слышишь, как бьет копытом мой добрый скакун, как свистит на лету мой меткий аркан!?» поется в песне «Дембилдей». Слово "дембилдей" относится к звукоподражательным словам, имитирующим звук струн музыкальных интструментов, выстроенных в ритмический и гармонический ряд.
Кожамыктар-это песенная форма, которая охватывает все известные вокальные жанры и представляет собой мобильный пласт песенного наследия тувинцев, в горловом пении - это уникальное вокальное произведение, все стили и направления древнего искусства.
Благоговейное преклонение перед горными вершинами имеет глубокие древние корни в тувинской культуре. Высокие горы почитаются, как святыни, как места, где душа человека становится ближе к Богу, как вершины, пробуждающие в человеке самые светлые, высокие и благородные чувства. Об одной из высоких гор Тувы, которая называется Бай-Тайга – Богатая –Тайга поется в этой песне.
Тувинское горловое пение насчитывает пять основных стилей. Это и мощный гордый каргыраа, и мягкий певучий –хоомей, и пронзительный сыгыт,о котором мы уже говорили , и эзенгилээр, в котором звучит серебряный звон стремян, и борбаннадыр, в котором звук перекатывается, как чистая вода горных рек. В свою очередь основные стили подразделяются на ряд подстилей, технически еще более сложных для исполнения.
«Родина моя с самых древних времен, это родина моих предков, с высокими горными хребтами и великими реками!» с любовью и гордостью поется в песне «Родина моя с начала времен».
«Смотри, как скачет мой иноходец, верный мой конь! Послушай, девица, как поет душа доброго молодца!» поется в этой песне.
И скифы и гунны, и древние тюрки и уйгуры, и многие, многие другие народы и племена, обитавшие Центральной Азии, являются прямыми предками тувинцев. Об одном из героев древности, величайшем полководце Кюль-Тегине, мечтавшем об объединении всех тюркских народов в одну дружную и мощную державу, о его призыве поется в песне «Зов Кюль-Тегина»!